Среда, 2022-Авг-10, 01:35
Приветствую Вас, Гость

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализуется в группах общеразвивающей направленности, группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, оздоровительной направленности для детей с туберкулёзной интоксикацией.
    Является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, определяет специфику содержания образования и особенности организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.  
    Направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Программа реализуется на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видах деятельности,  создание  условий для развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей   на основе сотрудничества  с взрослыми и сверстниками.
    Программа разработана самостоятельно, при участии рабочей  творческой группы педагогов дошкольного учреждения, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами Российской Федерации,  на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (Одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
Включает три основных раздела – целевой, содержательный. организационный и дополнительный раздел (презентацию для родителей).
   Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.



 

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи)

Адаптированная  основная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада комбинированного вида № 1 «Журавленок» (утверждена приказом заведующего от  30.03.2021г № 116/01-26-16) является основным внутренним нормативно-управленческим документом, регламентирующим организацию коррекционно-образовательного процесса в старших и подготовительных группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (далее АООП ДО) для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) – это основная образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучения детей дошкольного возраста 5-8 лет, имеющих тяжелые нарушения речи - общее недоразвитие речи (далее ОНР I, II, III, IV уровня речевого развития). Срок её реализации 2 года.

Реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОВЗ).

Цель программы - создание условий для коррекции и выравнивания речевого и психофизического развития детей с ТНР, обеспечение их всестороннего гармоничного развития, построение двухгодичной системы коррекционной образовательной работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-8 лет, предусматривающей взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей воспитанников с ОВЗ.

Программа разработана самостоятельно, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами Российской Федерации, с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, направлена на коррекцию нарушений развития, оказание квалифицированной помощи, обеспечение равных возможностей для полноценного развития и социальной адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи. 

Содержание Программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, при этом обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает:

- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической). В обязательной части АООП ДО в пяти образовательных областях реализуется учебно-методический комплект комплексной программы «Радуга» воспитания, образования и развития детей от 2 до 8 лет, авт. С.Г. Якобсон Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова, 2-е издание, переработанное, М.: «Просвещение», 2016г.

- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР.

- Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (тяжелых речевых нарушений).

            Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и специфики речевых нарушений в различных видах деятельности.

            Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности

Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные образовательные программы и методы, специальные методические пособия и дидактические материалы, соответствующие потребностям и интересам детей с ТНР. Включены и описания традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и социокультурных особенностей.

  Методологическую основу АООП ДО составляют:

- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский);

- концепция о соотношении речи и мышления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже); концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии детей (В.М. Солнцев);

- современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Реализация АООП ДО, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 31 июля 2020 года N 373 позволяет решать следующие задачи:

1. Осуществлять коррекцию нарушений развития (формирование и развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи, коммуникативных навыков; овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами грамоты):

2. Обеспечивать социальную адаптация воспитанников с ОВЗ.

3. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

4. Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и образовательными потребностями.

5. Обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

6. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Педагоги ДОУ при реализации АООП ДО учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают возможности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Партнерские отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Диалог с родителями (законными представителями) необходим для планирования педагогической работы. Родители (законные представители) принимают участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий. ДОУ поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь. 



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?