ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, определяет специфику содержания образования и особенности организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Программа реализуется на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видах деятельности, создание условий для развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Программа разработана самостоятельно, при участии рабочей творческой группы педагогов дошкольного учреждения, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами Российской Федерации, на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (Одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
Включает три основных раздела – целевой, содержательный. организационный и дополнительный раздел (презентацию для родителей).
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи)
Адаптированная основная образовательная программа
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада комбинированного
вида № 1 «Журавленок» (утверждена
приказом заведующего от 30.03.2021г №
116/01-26-16) является основным внутренним
нормативно-управленческим документом, регламентирующим организацию
коррекционно-образовательного процесса в старших и подготовительных группах
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее
ТНР).
Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования (далее АООП ДО) для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями
речи) – это основная образовательная программа дошкольного образования,
адаптированная для обучения детей дошкольного возраста 5-8 лет, имеющих тяжелые
нарушения речи - общее недоразвитие речи (далее ОНР I, II, III, IV уровня речевого развития). Срок её реализации 2 года.
Реализуется
в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(ОВЗ).
Цель программы -
создание условий для коррекции и выравнивания речевого и психофизического
развития детей с ТНР, обеспечение их всестороннего гармоничного развития,
построение двухгодичной системы коррекционной образовательной работы в группах
компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-8 лет, предусматривающей
взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей воспитанников с ОВЗ.
Программа разработана самостоятельно, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами Российской Федерации, с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, направлена на коррекцию нарушений развития, оказание квалифицированной помощи, обеспечение равных возможностей для полноценного развития и социальной адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Содержание Программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, при этом обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых
ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает:
- Описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти
образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, речевой,
художественно-эстетической, физической). В обязательной части АООП ДО в пяти образовательных областях реализуется
учебно-методический комплект комплексной программы «Радуга» воспитания,
образования и развития детей от 2 до 8 лет, авт. С.Г. Якобсон Т.И. Гризик, Т.Н.
Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова, 2-е издание, переработанное, М.:
«Просвещение», 2016г.
- Описание
вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР.
- Описание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей (тяжелых речевых нарушений).
Программа
определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных,
индивидуальных особенностей детей и специфики речевых нарушений в различных
видах деятельности.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности
Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные образовательные программы и методы, специальные методические пособия и дидактические материалы, соответствующие потребностям и интересам детей с ТНР. Включены и описания традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и социокультурных особенностей.
Методологическую
основу АООП ДО составляют:
- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений
(Л.С. Выготский);
- концепция о соотношении речи и мышления (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже); концепция о целостности языка как системы
и роли речи в психическом развитии детей (В.М. Солнцев);
- современные представления о структуре речевого дефекта
(Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и
др.).
Реализация АООП ДО, в соответствии с Приказом Министерства
образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования» от 31 июля 2020 года N 373
позволяет решать следующие задачи:
1. Осуществлять коррекцию нарушений развития (формирование и развитие
самостоятельной, связной, грамматически правильной речи, коммуникативных
навыков; овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами
грамоты):
2. Обеспечивать социальную адаптация воспитанников с ОВЗ.
3. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье
детей.
4. Создавать благоприятные условия для развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и образовательными
потребностями.
5. Обеспечивать равные возможности для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических
и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
6. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и
повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Педагоги ДОУ при реализации АООП ДО
учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав
семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают возможности и
достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их
детей.
Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Партнерские отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Диалог с родителями (законными представителями) необходим для планирования педагогической работы. Родители (законные представители) принимают участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий. ДОУ поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.