Организация
материально-технической среды в МДОУ№1 «Журавлёнок» для детей инвалидов
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Обеспечение доступности для детей инвалидов с ОВЗ
- Детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлыми нарушением речи (с общим недоразвитием речи) – 28 детей.
- Детей инвалидов по состоянию здоровья, имеющих IV группу здоровья -2 детей (дети с нарушениями неврологического статуса не нуждающиеся в специальных материально-технических условиях).
Дошкольное учреждение не посещают дети инвалиды с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие); с нарушениями зрения (слепые; слабовидящие); с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с расстройствами аутистического спектра; с нарушениями интеллекта; со сложными дефектами).
Дошкольное учреждение для потребностей детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата ) не обеспечено «доступной средой». Здание детского сада не оборудовано пандусами, широкими дверными проемами, подъёмниками, надписями шрифтом Брайля, в дошкольном учреждении не предоставляются услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь в уходе, передвижении и других необходимых действий с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Для детей для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи) в МДОУ№1 «Журавлёнок» созданы специальные условия:
- Функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа для детей с 5-6 лет, подготовительная группа с 6-8 лет).
Оснащение групп:
- В группах кроме детских уголков развития, для разных видов детской деятельности выделена зона (развивающий коррекционный уголок) для работы воспитателя с детьми по заданию логопеда.
-Развивающие уголки, оснащенные пособиями, дидактическими материалами и играми, направленными на общее развитие детей, коррекцию звукопроизношения, развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи.
-В групповом помещении имеется отдельная спальня, приёмная, умывальная комната.
Оснащение логопедического кабинета:
- Логопедический кабинет создан для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий, консультаций для родителей. Кабинет оснащен разнообразным современным оборудованием: играми, пособиями, дидактическими материалами, нестандартным оборудованием.
В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, с речевыми нарушениями созданы специальные условия для проведения коррекционной работы с детьми:
-Обучение и коррекция речевых нарушений осуществляется по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи (с 5-8лет) МДОУ №1 «Журавлёнок» (разработана на основе комплексной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) С.Н.Нищевой), утверждена приказом заведующего МДОУ №1 от 02.09.2016г. №116-42-85. http://mdou1.ru/document/Adaptirov_prog.pdf
Уровень образования – дошкольный. Форма обучения – очная. Язык обучения – русский.
Приоритетным направлением для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи определено: оказание квалифицированной помощи по коррекции нарушений речи недостатков в психологическом, физическом развитии, обеспечивающей равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
В соответствии с поставленными задачами разработано:
- перспективное планирование на основе с блочно-тематического планирования ДОУ;
- календарно- тематическое планирование групповых занятий по формированию фонетико-фонематической стороны и обучению грамоте, по формированию лексико-грамматических категорий, и развитию связной речи.
Координирующим центром сопровождения детям является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) дошкольного учреждения.
Поддержка и сопровождение детей с нарушениями речи осуществляется специалистами:
учителями - логопедами, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальными руководителями, воспитателями по развитию речи и изобразительной деятельности, что позволяло осуществлять комплексный подход в работе с детьми.
Сопровождение детей осуществляется через: индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия, включающие артикуляционную, логоритмическую пальчиковую, дыхательную гимнастику.
Для реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования используются:
Учебно-методические пособия для педагогов:
-Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), Н.В.Нищевой, 2015г.;
- Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР, Н.В.Нищевой, 2015г.;
- Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая учителя-логопеда, Н.В.Нищевой, 2015г.;
- Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников, Н.В.Нищевой, 2015г.;
- Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Е., 2000г.
- Рекомендации по коррекции звукопроизношения, развитию артикуляционной моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста Е.А. Пожиленко.
Для коррекции речевых нарушений у детей используются пособия:
- Тетради – тренажеры для автоматизации произношения и дифференциации звуков, Н.В.Нищевой;
- Альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей, подготовительной логогруппы О.С. Гомзяк;
-Логопедические альбомы Н.Э. Теремковой для детей с ОНР , направленные на развитие лексико-грамматических категорий, связной речи;
- Комплект пособий по автоматизации звуков Л.А. Комаровой;
- Комплект Домашние логопедические тетради «Учим звуки» Е.А. Азовой, О.О. Черновой для автоматизации и дифференциации звуков.
Для реализации образовательных областей: социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно эстетического развития, физического развития используются пособия из ПМК комплексной программе «Радуга»: развивающие тетради, альбомы для раскрашивания и рисования, пособия для аппликации и бумажного конструирования.
Программа обеспечена на - 90%.