Понедельник, 2024-Дек-09, 02:17
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Организация материально-технической среды в МДОУ№1 «Журавлёнок» для детей инвалидов с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Обеспечение доступности для детей  инвалидов с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном учреждении осуществляется  следующих категории воспитанников:
-  Детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с  тяжёлыми нарушением   речи  (с общим недоразвитием речи) – 28  детей.
- Детей инвалидов по состоянию здоровья,  имеющих IV группу здоровья -2 детей (дети  с нарушениями неврологического статуса не нуждающиеся в специальных материально-технических условиях).
Дошкольное учреждение  не посещают  дети инвалиды с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие); с нарушениями зрения (слепые; слабовидящие); с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с расстройствами аутистического спектра;  с нарушениями интеллекта; со сложными дефектами).
Дошкольное учреждение  для потребностей детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата )  не  обеспечено  «доступной средой». Здание детского сада  не оборудовано  пандусами, широкими дверными проемами, подъёмниками, надписями шрифтом Брайля, в дошкольном учреждении не предоставляются услуги  ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь в уходе, передвижении и других необходимых действий с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.


 Для детей для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи) в МДОУ№1 «Журавлёнок» созданы специальные условия:
- Функционируют  2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа для детей с 5-6 лет, подготовительная группа с 6-8 лет).

Оснащение  групп:

-  В группах кроме детских уголков развития, для разных видов детской деятельности  выделена зона (развивающий коррекционный уголок) для работы воспитателя с детьми по заданию логопеда.
-Развивающие уголки, оснащенные пособиями, дидактическими материалами и играми, направленными на общее развитие детей, коррекцию звукопроизношения, развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи. 
-В групповом помещении имеется отдельная спальня, приёмная, умывальная комната.

Оснащение логопедического кабинета:
- Логопедический кабинет создан для  проведения подгрупповых и индивидуальных занятий, консультаций для родителей. Кабинет оснащен разнообразным современным оборудованием: играми, пособиями, дидактическими материалами, нестандартным оборудованием.


В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, с речевыми нарушениями  созданы специальные условия для проведения коррекционной работы с детьми: 

-Обучение и коррекция речевых нарушений осуществляется по Адаптированной образовательной программе  дошкольного образования для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи (с 5-8лет) МДОУ №1 «Журавлёнок» (разработана на основе  комплексной  образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) С.Н.Нищевой), утверждена приказом заведующего МДОУ №1 от 02.09.2016г.  №116-42-85. http://mdou1.ru/document/Adaptirov_prog.pdf
Уровень образования – дошкольный. Форма обучения – очная. Язык обучения – русский.
Приоритетным направлением для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи определено: оказание квалифицированной помощи  по коррекции нарушений речи недостатков в психологическом, физическом развитии, обеспечивающей равные стартовые возможности для успешного обучения  в школе.
В соответствии с  поставленными задачами разработано:
 - перспективное планирование  на основе  с блочно-тематического планирования ДОУ; 
- календарно- тематическое планирование групповых занятий по формированию фонетико-фонематической стороны и обучению грамоте,  по формированию лексико-грамматических категорий, и развитию связной речи.
Координирующим центром сопровождения детям является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)  дошкольного учреждения.

Поддержка и сопровождение детей  с  нарушениями речи   осуществляется специалистами:
 учителями - логопедами, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальными руководителями,  воспитателями по развитию речи  и изобразительной деятельности, что позволяло осуществлять комплексный подход в работе с детьми. 
Сопровождение детей осуществляется через:  индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия, включающие артикуляционную, логоритмическую  пальчиковую, дыхательную гимнастику.

Для реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования  используются:
Учебно-методические пособия для педагогов:

-Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи),  Н.В.Нищевой, 2015г.;
-    Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР, Н.В.Нищевой, 2015г.;
- Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая учителя-логопеда, Н.В.Нищевой, 2015г.;
- Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников, Н.В.Нищевой, 2015г.;
-    Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Е., 2000г.
-    Рекомендации по коррекции звукопроизношения, развитию артикуляционной моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста Е.А. Пожиленко.
Для  коррекции речевых нарушений  у детей используются  пособия:
- Тетради – тренажеры для автоматизации произношения и дифференциации звуков, Н.В.Нищевой;
- Альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей, подготовительной логогруппы О.С. Гомзяк;
-Логопедические альбомы Н.Э. Теремковой для детей с ОНР , направленные на развитие лексико-грамматических категорий, связной речи;
- Комплект пособий по автоматизации звуков Л.А. Комаровой;
- Комплект Домашние логопедические тетради «Учим звуки» Е.А. Азовой, О.О. Черновой для автоматизации и дифференциации звуков.
Для реализации образовательных областей:  социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно эстетического развития, физического развития используются  пособия из ПМК комплексной программе «Радуга»: развивающие тетради, альбомы для раскрашивания и рисования, пособия для аппликации и бумажного конструирования. 
Программа обеспечена на  - 90%.   

Развивающая среда групп с ОВЗ