Как сформировать положительное
отношение к школе?
К чему приводит поступление ребенка в
школу?
Переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к:
Ø необходимости подчинения общему режиму учебы и отдыха;
Ø значительному увеличению времени без активного движения;
Ø пребыванию длительное время в закрытом помещении с шумом и толчеей на переменах (часть детей предпочитают вообще не покидать классную комнату в перерывах между уроками);
Ø необходимости полного самообслуживания в раздевалке, за учебной партой, в столовой, туалете;
Ø «завоеванию» своего места в новом коллективе из 25-30 сверстников;
Ø Резкому изменению характера взаимоотношений со взрослыми;
Ø Большому объему интеллектуальной учебной информации и т.д.
Адаптационный период связан со стрессом,
который приводит к ослаблению организма ребенка, повышению риска заболеваний и
снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот
фактор, и на первоклассника ложится не малая нагрузка. Для того чтобы он с
первых шагов в школе не стал отстающим. Не начал испытывать отвращение или
страх к учебе, нужно готовить его к обучению еще в детском саду и в семье.
Углубленная подготовка даст возможность ребенку получить удовлетворение от
собственных знаний, поверить в свои силы.
Как сформировать положительное отношение к школе?
Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обещать, что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важнее настроить его на ежедневный труд. Но недопустимы и высказывания типа «что же ты будешь делать в школе?» или «вот уж там тебя призовут, наконец, к порядку!».
Напротив, внушайте детям:
Ø ты сможешь все, если немного постараешься;
Ø в школе можно многое узнать и многому научиться, стоит только захотеть;
Ø в классе можно найти новых хороших друзей, хотя вполне вероятно, что не все дети в классе сразу тебе понравятся (расскажите, с кем и кА вы сами дружили в школе).
Объясните детям, что сначала они могут скучать по детскому саду, дому, все «школьное» может им показаться чужим. Это чувство быстро пройдет, постепенно они привыкнут к новой обстановке.
Вспомните о собственных чувствах и переживаниях в первом классе. Расскажите, как вы ждали 1 сентября, не скрывайте, если сами испытывали тревогу.
Настройте детей на то, что у них будут новые обязанности. Подчеркните, что они подросли, стали взрослее. Это означает, что им будут не только больше доверять, но и больше с них требовать.
Как относиться к оценкам?
Очень важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен учиться оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог.
В этой связи от взрослых требуется:
Ø объективно оценивать результаты будущего школьника;
Ø сравнивать различные результаты деятельности ребенка, находить причины неудач. Обязательно намечать пути исправления ошибок;
Ø выяснить, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что у него не получилось, почему;
Ø выразить уверенность, что в предстоящем обучении, он добьется хороших результатов;
Ø поддержать само стремление к творчеству и трудолюбие.