Суббота, 2024-Июл-27, 12:19
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Психологическая готовность

к школьному обучению 

Основной целью определения психологической готов­ности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Под психологической готовностью к школьному обу­чению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуа­льного развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребёнок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами разви­тия». «Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона бли­жайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Если актуальный уровень психического развития ребёнка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны «ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Так, Л.И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: опре­делённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признаётся мотивационный план.

Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую до­ступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и пото­му, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потреб­ностей способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного внутренней по­зицией школьника.

Следует заметить, что именно школа является связую­щим звеном между детством и взрослостью. И если посе­щение дошкольных учреждений является необязатель­ным, то посещение школы строго обязательно, и дети, до­стигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появля­ется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетво­рить только познавательную потребность, им ещё необхо­димо удовлетворить потребность в новом социальном ста­тусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьёзную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребёнка, и для окружающих взрослых.

«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в каче­стве субъекта деятельности, что выражается в сознатель­ном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Почти все авторы, изучающие психологическую готов­ность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме.

Д. Б. Эльконин считая, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребёнку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самосто­ятельно осуществить такой контроль ребёнка бывает очень трудно. Именно поэтому игру можно считать школой про­извольного поведения.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятель­ности:

-       умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;

-       умение ориентироваться на заданную систему требова­ний;

-       умение внимательно слушать говорящего и точно вы­полнять задания, предлагаемые в устной форме;

-       умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически – это параметры развития произвольно­сти, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1-м классе.

Необходимо подчеркнуть, что при изучении интеллек­туального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребёнком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов, «...ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить при­чины явлений, делать выводы». Для успешного обучения ребёнок должен уметь выделять предмет своего познания.

Кроме указанных составляющих психологической го­товности к школе, можно выделить ещё одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как об­щее развитие ребёнка, так и уровень его логического мыш­ления. Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, то есть у него должен быть развит фоне­матический слух.

Традиционно выделяется три аспекта школьной зрело­сти: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлени­ями; возможность логического запоминания; умение вос­производить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Таким образом, ин­теллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длите­льное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять своё по­ведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

По итогам диагностического обследования могут со­здаваться специальные группы и классы развития, в кото­рых ребёнок сможет подготовиться к началу систематиче­ского обучения в школе.